Гиппократ » 25 июл 2010, 12:45
Биография:
Владимир Высоцкий родился в Москве, "Дом на Первой Мещанской, в конце" - согласно его же свидетельству из песни "Баллада о детстве". После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке ("Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном...", где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.
Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...", - сказал тогда Владимир Семенович.
С 1956 по 1960 годы Владимир - студент актерского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. На первом курсе он знакомится со своей будущей женой Изой Жуковой (род. 1937 г.).
В 1959 году Высоцкий дебютирует на театральной сцене (учебная работа) с ролью Порфирия Петровича в спектакле "Преступление и наказание" по Ф. М. Достоевскому.
После окончания училища Владимир работал в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина (с перерывами). Сыграл роль Лешего в спектакле "Аленький цветочек" по сказке С. Аксакова, а также еще около 10 ролей, в основном - эпизодических.
1961 г.
На съемках к/ф "713-й просит посадку" знакомится с Людмилой Абрамовой (род. в 1939 г.), ставшей его второй женой. Примерно в это же время Высоцкий начал писать свои первые песни. Собственно интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве.
Первые песни были написаны в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась."
В 1962 году у Владимира рождается первый сын Аркадий, а в 1964 году - второй, которого назвали Никита.
Примерно в это же время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями...
Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова.
Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль - Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя". Тем не менее, этой роли могло и не быть... Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. "Отпусти Володю, снимай другого артиста!". Ей вторил Высоцкий: "Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль." "Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер", - вспоминает Говорухин.
И действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: "МВД, капитану Жеглову".
А потом пришла Любовь. Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья". Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО - Высоцкий пришел туда после спектакля. "Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты", - так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. "Я жив, двенадцать лет тобой храним..." - успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.
"Работать надо!" - была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа, остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем, и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.
Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.
Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: "Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью."
...25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий." Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию...
"Кому сказать спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями...
Знаете ли Вы, что:
После того, как Вайнеры подарили Владимиру Семёновичу Высоцкому один из первых экземпляров только что вышедшего романа «Эра милосердия», тот пришёл к ним и сказал:
— Я пришёл застолбить Жеглова…
Вайнеры удивились: — В каком смысле «застолбить»?
— Это будет фильм. Наверное, большой. И это моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я…
Высоцкий на съёмках проявил задатки режиссёра — во время съёмок Говорухину пришлось уехать на неделю, и он оставил вместо себя Высоцкого. Он поставил сцену допроса Груздева, помог создать образ шепелявого карманника Кирпича Станиславу Садальскому, придумал эпизод с фотографией Вари, которая должна была спасти Шарапова, на двери подвальной коморки. Когда снимался эпизод со Светланой Светличной, она не знала, куда девать свои руки, и поэтому вся сцена выглядела неестественно. Высоцкий придумал выход: занять руки Светличной механическим протиранием тарелки.
К тридцатилетию выхода фильма (в 2009 году) в украинском городе Винница планируется установить памятник Глебу Жеглову.
Режиссёр фильма Вид на жительство А. Стефанович утверждает, что он и Омар Гвасалия, вместе со сценаристом Александром Шлепяновым и Сергеем Михалковым изначально намеревались дать возможность объединиться на одной площадке В. Высоцкому и Марине Влади и снять —
«тонкий психологический фильм о неприкаянности, о трагической необходимости расставания с родиной, в которой властвуют проклятые коммунисты. Это будет фильм о невостребованности таланта… Фильм о том, как затравленный диссидент Высоцкий бежит на Запад и встречает там свою любовь — Марину Влади, как они ностальгируют по России под песни, которые мог написать Высоцкий… То есть это была бы чистая гарантия того, что фильм посмотрит сто миллионов зрителей…».
«Мы хотели снимать в главной роли Высоцкого, но нас вызвали в КГБ и категорически это запретили. „Ну, за что они меня так ненавидят?!“ — чуть не плакал Высоцкий, когда я сообщил ему об этом. Не разрешили снимать и художника Илью Глазунова. В итоге главного героя сыграл начинающий актёр Альберт Филозов, для которого эта роль стала звёздной».
Первоначально к участию в фильме Земля Санникова планировалось привлечь Владимира Высоцкого (на роль Крестовского), который был очень вдохновлён сюжетом и написал к фильму три песни: «Белое безмолвие», «Капитана в тот день называли на „ты“» и «Чуть помедленнее, кони». Однако, в связи с тем, что песни Высоцкого прозвучали на «Немецкой волне» — «враждебном радиоголосе», художественный совет киностудии «Мосфильм» не утвердил его на роль в фильме.
В мультфильме Ну, погоди! волк-хулиган был поклонником Высоцкого и Beatles. Волка первоначально даже должен был озвучивать Высоцкий, но его не утвердили и от Высоцкого остался лишь фрагмент песни («Песня о друге») в 1-м выпуске.
Царь Иоанн Васильевич Грозный в современной Москве в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» рыдает, слушая песню Высоцкого «Эх, раз, ещё раз…» на магнитофоне
В фильме Баллада о доблестном рыцаре Айвенго прозвучали песни Владимира Высоцкого, изначально написанные для кинофильма «Стрелы Робин Гуда», но не вошедшие в первоначальный вариант фильма. В поздней переозвучке песни вернули; таким образом, на сегодня в обоих фильмах, как в «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго», так и «Стрелах Робин Гуда», звучит один и тот же набор песен, с незначительной разницей.
Фильмография:
1961 — Карьера Димы Горина (киностудия им. М. Горького, Москва, режиссёры Ф. Довлатян и Л. Мирский) — монтажник-высотник Софрон
1962 — 713-й просит посадку («Ленфильм», режиссёр Г. Никулин) — американский моряк
1962 — Увольнение на берег («Мосфильм», режиссёр Ф. Миронер) — Пётр, друг Валежникова
1963 — Штрафной удар (киностудия им. М. Горького, режиссёр В. Дорман) — гимнаст Юрий Никулин
1963 — Живые и мёртвые («Мосфильм», режиссёр А. Столпер) — весёлый солдат
1965 — На завтрашней улице («Мосфильм», режиссёр Ф. Филиппов) — бригадир Пётр Маркин
1965 — Наш дом («Мосфильм», режиссёр В. Пронин) — радиотехник
1965 — Стряпуха («Мосфильм», режиссёр Э. Кеосаян) — Андрей Пчёлка
1966 — Я родом из детства («Беларусьфильм», Минск, режиссёр В. Туров)* — капитан-танкист Володя
1966 — Саша-Сашенька («Беларусьфильм», режиссёр В. Четвериков) — актёр
1967 — Вертикаль (Одесская киностудия, режиссёры С. Говорухин и Б. Дуров) — Володя
1967 — Короткие встречи (Одесская киностудия, режиссёр К. Муратова)* — геолог Максим
1967 — Война под крышами («Беларусьфильм», режиссёр В. Туров)* — полицай
1968 — Интервенция («Ленфильм», режиссёр Г. Полока) — Бродский/ Воронов (главная роль),
1968 — Служили два товарища («Мосфильм», режиссёр Е. Карелов) — Брусенцов
1968 — Хозяин тайги («Мосфильм», режиссёр В. Назаров)* — бригадир сплавщиков Рябой
1969 — Опасные гастроли (Одесская киностудия, режиссёр Г. Юнгвальд-Хилькевич)* — Бенгальский (Николай Коваленко)
1969 — Белый взрыв (Одесская киностудия, режиссёр С. Говорухин) — капитан
1972 — Четвёртый («Мосфильм», режиссёр А. Столпер) — Он
1973 — Плохой хороший человек («Ленфильм», режиссёр И. Хейфиц) — фон Корен
1974 — Единственная дорога («Мосфильм» и «Филмски студио Титоград», Югославия, режиссёр В. Павлович)* — Солодов
1975 — Единственная («Ленфильм», режиссёр И. Хейфиц)* — Борис Ильич
1975 — Бегство мистера Мак-Кинли («Мосфильм», режиссёр М. Швейцер) — певец Билл Сигер
1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил («Мосфильм», режиссёр А. Митта) — Ибрагим Ганнибал
1977 — Их двое («Мафильм», Венгрия, режиссёр М. Месарош)
1979 — Место встречи изменить нельзя (Одесская киностудия, режиссёр С. Говорухин) — капитан Глеб Георгиевич Жеглов
1980 — Маленькие трагедии («Мосфильм», режиссёр М. Швейцер) — Дон Гуан
Работы в театре:
1964: Второй бог, муж, Янг Сун — «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, режиссёр Ю. Любимов
1964: Драгунский капитан, отец Бэлы — «Герой нашего времени» по М. Лермонтову, режиссёр Ю. Любимов
1965: Поэтическое представление «Антимиры» по А. Вознесенскому, режиссёры Ю. Любимов, П. Фоменко
1965: Керенский, артист, анархист, солдат революции, часовой и другие — «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду, режиссёр Ю. Любимов.
1965: Кульчицкий, Гитлер, Чаплин, Семен Гудзенко — Поэтическое представление по произведениям фронтовых поэтов «Павшие и живые» режиссёры Ю. Любимов, П. Фоменко
1966: Галилей — «Жизнь Галилея» Б. Брехта, режиссёр Ю. Любимов.
1967: Маяковский — Поэтическое представление «Послушайте!» по Вл. Маяковскому, режиссёр Ю. Любимов.
1967: Хлопуша — «Пугачев» по С. Есенину, режиссёры Ю. Любимов, В. Раевский.
1969: Власов-отец — «Мать» по М. Горькому
1970: Поэтическое представление «Берегите ваши лица!» по А. Вознесенскому, режиссёры Ю. Любимов, Б. Глаголин. Спектакль прошёл всего несколько раз и не был показан широкому зрителю.
1971: Гамлет — «Гамлет» У. Шекспира, режиссёр Ю. Любимов.
1975: Солдат — «Пристегните ремни!» по Г. Бакланову, режиссёр Ю. Любимов
1976: Лопахин — «Вишневый сад» А. Чехова, режиссёр А. Эфрос
1978: Концертное представление «В поисках жанра»
1979: Свидригайлов — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому, режиссёры Ю. Любимов, Ю. Погребничко
Знаменитые высказывания:
"Зачем мне быть душою общества,
Когда души в нем вовсе нет!"
"У братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче,
На братских могилах не ставят крестов...
Но разве от этого легче?"
"Но даже светлые умы
Все размещают между строк:
У них расчет на долгий срок..."
"Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал."
"Возвращаются все — кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все — кроме тех, кто нужней..."
"Слова бегут им тесно — ну и что же! —
Ты никогда не бойся опоздать.
Их много — слов, но все же если можешь
Скажи, когда не можешь не сказать."
"...маски равнодушья у иных —
Защита от плевков и от пощечин."
"Так многие сидят в веках
На берегах — и наблюдают
Внимательно и зорко, как
Другие рядом на камнях
Хребты и головы ломают.
Они сочувствуют слегка
Погибшим — но издалека."
"Пусть нет звезды тусклее, чем у них, —
Уверенно дотянут до кончины —
Скрываясь за отчаянных и злых,
Последний ряд оставив для других —
Умеренные люди середины."
"...если не любил —
Значит, и не жил, и не дышал!"
"Настоящих буйных мало —
Вот и нету вожаков."
"...толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду — им опроверженье."
"Если ты ругаешь даже на тихих
Или ссоришься —
Знай, что эти люди — тоже психи, —
Ох, напорешься!"
"Я думаю — ученые наврали, —
Прокол у них в теории, порез:
Развитие идет не по спирали,
А вкривь и вкось, вразнос, наперерез."
"И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы поднять не смея глаз, —
Мы тоже дети страшных лет России,
Безвременье вливало водку в нас."
"Утро вечера мудренее, но и в вечере что-то есть."
Человек суеверен только потому, что пуглив; он пуглив только потому, что невежествен